ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК
В
истории материализма существует определенная преемственность проблем и их
решений. Проблема деятельности не представляет исключения в этом отношении.
Однако в последнее время мы все чаще встречаемся с точкой зрения, будто
марксистское учение о деятельности
никак не связано с предшествующей материалистической традицией.
Сторонники этой точки зрения,
как правило, ссылаются на первый тезис Маркса о Фейербахе,
делая отсюда далеко идущие заключения о происхождении и сущности самой
марксистской философии. Казалось бы, не может быть никакого сомнения, что в
указанном тезисе речь идет не о том, что домарксовские материалисты
игнорировали человеческие проблемы и не занимались проблемой деятельности, а о
том, что созерцательность составляет главный недостаток понимания ими
деятельности. А между тем даже те, кто признает марксизм «новым материализмом»,
явно или неявно разделяют взгляд, согласно которому марксизм сохраняет
преемственность с предшествующим материализмом только по линии признания первичности материи и
вторичности
сознания.
Что же
касается марксологов и так называемых аутентичных марксистов, то они, сводя марксизм к учению о практике, толкуемой в волюнтаристском
духе, и противопоставляя его материализму с его теорией отражения, довели этот
взгляд до крайности. Они рассуждают так: марксизм есть философия деятельности,
а проблемой
деятельности в домарксовой философии занимался только идеализм, следовательно — теоретическим источником
марксистского понимания деятельности (если оно не возникло в стороне от
философского развития
89
этой проблемы) является исключительно идеализм. Такое заключение делается как раз для того, чтобы отделить марксистскую философию от материализма, представить ее как продолжение идеалистической традиции и соединить ее с тем или иным течением внутри идеализма. Правомерно ли такое заключение?
Трудность
ответа на этот вопрос связана также и с тем, что все домарксовские материалисты
— в большей или меньшей мере — были идеалистами во взглядах на практику. В то
же время в категории практики, выработанной Марксом, нет ни грана идеализма.
Стало быть, теоретические источники марксистского учения о практике следует
искать в развитии положительных, диалекти-ко-материалистических элементов,
содержащихся в предшествующих концепциях деятельности. Но если идеализм и
исследуется, как правило, с этой стороны, то понимание деятельности предшествующим
материализмом освещается все еще в основном со стороны недостатков [64].
Констатация
общих принципиальных недостатков предшествующего материализма, конечно,
позволяет более четко изобразить переворот, совершенный марксизмом в
понимании практики, но она явно недостаточна для выявления специфического
положительного вклада того или иного материалиста в изучение человеческой
деятельности, для показа того, насколько он подготовил марксистское решение
этой проблемы. Чтобы рассмотреть учение домарксовских материалистов о
деятельности с положительной стороны, необходимо глубокое дифференцированное изучение
предшествующих школ материализма и отдельных философов-материалистов. Ибо если, к примеру, таким материалистам, как Гольбах,
не удалось избежать фатализма, то Фейербах в стремлении материалистически осмыслить
человеческую деятельность «идет
настолько далеко, насколько вообще может пойти теоретик, не переставая быть
теоретиком и философом» [5, стр.
41], т. е. не переходя от материалистического
взгляда на природу к материалистическому пониманию истории.
90