Глава первая

 

БЫТИЕ, ИЛИ ПРИРОДА

 

Последние десятилетия особенно наглядно подтвер­ждают ту истину, что кончились времена, когда на почве идеализма    произрастали    содержательно-синтетические построения на уровне философской классики. Идеалисти­ческая традиция окончательно разложилась, обмельчала, распалась в эклектике эпигонства. Мы живем в такую эпоху, когда дальнейшее развитие философской мысли, не порывающее с достижениями философской классики, возможно лишь в рамках материалистической традиции. Если во времена расцвета буржуазной культуры «ти­таны мысли» обращались к прогрессивным    традициям греческой древности, перед «светлыми образами» кото­рой «исчезли призраки средневековья», то во времена ее упадка, когда, как и во всякий период упадка, на смену титанам приходят эпигоны, буржуазная философия все чаще обращается к религии и к философской  мистике а lа Филон и Плотин. Как бы то ни  было, но история повторяется дважды: второй раз, во всяком случае, как «восстановление для нас всего старого хлама в новом виде» [4, стр. 102].

Что же представляет собой этот, преподносимый нам в новом облачении, старый хлам применительно к рас­сматриваемому нами в данной главе вопросу? Самый краткий ответ: трактовка бытия как чего-то не поддаю­щегося рациональным методам исследования. Это харак­терно как для позитивизма, делающего границы так на­зываемого позитивного знания границами философии и объявляющего бессмысленным все то, что не покрывает­ся объектом частных наук, так и для идеалистического онтологизма, усматривающего содержание философских

7

проблем в «иррациональном остатке» всех научных обла­стей, а задачу философии — в исследовании постоянных, неразрешимых и в сущности иррациональных апорий. Еще Кант в первой фразе предисловия к первому изданию «Критики чистого разума» заявлял: «На долю человече­ского разума в одном из видов его познания выпала странная судьба: его осаждают вопросы, от которых он не может уклониться, так как они навязаны ему его соб­ственной природой; но в то же время он не может отве­тить на них, так как они превосходят возможности че­ловеческого разума» [21, стр. 73].

Да, в наш век, как никогда, человеческий разум «оса­ждают вопросы», философские по своей природе. Однако эти вопросы меньше всего являются порождениями ка­кого-то чистого и всегда равного самому себе человече­ского разума. Для современной буржуазной философии особенно характерна проповедь неспособности человече­ского разума решить «вопросы, от которых он не может уклониться». Поэтому буржуазные философы или укло­няются от них, как от псевдопроблем, или уходят в соз­данную их фантазией абсолютную тьму и иррациональ­ность бытия, где они «чувствуют себя, как рыба в воде». Этот уход есть продолжение той философской традиции, которая началась еще со старого Шеллинга, отказавше­гося, как писал Фейербах, от необходимости и законо­мерности мышления, от всякого критерия истины, от вся­кого отличия между разумом и нелепостью, и продолжа­лась Кьеркегором, Дильтеем, Ницше и другими представи­телями философского иррационализма. Новый толчок это­му движению дала феноменология Гуссерля и теория предметов Майнонга, под влиянием которой предприни­мались даже попытки возродить вольфовскую онтоло­гию. Гуссерль бросил клич: «Назад к вещам!» Однако то движение, которому феноменология дала толчок, вме­сто поворота «к вещам» осуществляло и осуществляет поворот от рационализма к иррационализму.

Такое состояние порождено целым комплексом при­чин как гносеологического, так и социального характера. Это и реакция на схоластику «чистого логицизма», вы­бросившего из философии под предлогом требования аб­солютной точности и строгости всякое реальное, конкрет­ное содержание, и реакция на антипод логицизма — субъективно-идеалистический релятивизм, лишающий по-

8

знание всякой объективной определенности и основы. Вместе с тем здесь можно увидеть и попытки приспосо­бить и приблизить философию к мироощущению опреде­ленных слоев буржуазного общества, ищущих более ус­тойчивого миропонимания, опоры на некие абсолютные принципы бытия, и откровенные попытки противопоста­вить рациональному мышлению апелляцию к безысход­но иррациональной сущности бытия, не подлежащего суду разума и абсолютно довлеющего над человечески­ми индивидами.

Однако по основному своему смыслу это движение есть реакция на возрастающее влияние марксистского ма­териализма. Так называемый поворот к бытию на повер­ку оказывается таким же уходом от бытия, бегством от реальных проблем общественного бытия, как и позити­вистский отказ от анализа философских проблем бытия. Эти крайности в конечном счете сходятся в отрицании рациональной познаваемости бытия. Неуверенные в на­стоящем, страшась перспективы грядущего, представите­ли старого порядка прячутся, как говорил Маркс, «под видимостью чужой сущности» и ищут одновременно сво­его спасения в иррационализме. И в онтологии М. Хай­деггера, и в так называемой фундаментальной онтологии Н. Гартмана, и во «всеобщей онтологии действительно­сти» Г. Якоби, и в учении о бытии Ясперса, и в онтоло­гии Сартра — апелляция к «реализму», к «жизни» при­обрела форму отрицания рационального в философском миропонимании. Плюрализм и феноменализм, захлест­нувшие современную буржуазную философию, направле­ны в первую очередь против материалистического пони­мания бытия, против материалистического монизма.

В этих условиях становится особенно настоятельным обращение к материалистическим традициям в понима­нии бытия. Научно-философское обоснование и защита материалистического монизма невозможны без серьезной разработки категории бытия — фундаментальной кате­гории, с помощью которой решается основной вопрос философии. Тем более, что материалистическая фило­софская мысль оставила нам по этому вопросу богатое теоретическое наследие и накопила богатый опыт борьбы с идеалистическими и метафизическими толкованиями. Усвоение этого наследия и этого опыта и опора на них есть необходимое условие как дальнейшей положитель-

9

ной разработки проблемы бытия, так и успешной борьбы с современными немарксистскими концепциями.

Фейербах обогатил материализм всесторонне проду­манной и классически последовательной теорией бытия. Вместе с тем у Фейербаха мы имеем поучительный при­мер комплексной и бескомпромиссной материалистиче­ской критики не только идеалистического рационализма, как и всякой абстрактной спекуляции вообще, но и ирра­ционализма в понимании бытия. Установление, так ска­зать, очной ставки между Фейербахом и воскресшими ду­хами идеализма, в погребении которых он принимал са­мое активное участие, важно не только с точки зрения отстаивания и развития общематериалистических поло­жений, но и для оценки самого фейербаховского учения. Вообще, чтобы составить себе возможно более полное представление о том или ином философе, необходимо не только сопоставлять его взгляды с более развитой тео­рией, но и соотносить их с проблемами, актуальными для нашего времени.

10

Дальше

Возврат к содержанию

 

Хостинг от uCoz