406

а)   ПРИСВОЕНИЕ   КАПИТАЛОМ   ДОБАВОЧНЫХ   РАБОЧИХ   СИЛ.     ЖЕНСКИЙ   И   ДЕТСКИЙ   ТРУД

Поскольку машины делают мускульную силу излишней, они становятся средством применения рабочих без мускульной силы или не достигших полного физического развития, но обла­дающих более гибкими членами. Поэтому женский и детский труд был первым словом капиталистического применения машин. Этот мощный заменитель труда и рабочих превратился тем самым немедленно в средство увеличивать число наемных рабочих, подчиняя непосредственному господству капитала всех членов рабочей семьи без различия пола и возраста При­нудительный труд на капиталиста не только захватил время детских игр, но овладел и обычным временем свободного труда в домашнем кругу для нужд самой семьи 120)

Стоимость рабочей силы определяется рабочим временем, необходимым для существования не только отдельного взро­слого рабочего, но и рабочей семьи. Выбрасывая всех членов рабочей семьи на рынок труда, машины распределяют стоимость

120) Во время хлопкового кризиса сопровождавшего Гражданскую войну в Америке д-р Эдуард Смит был послан английским правительством в Ланкашир Чешир и т. д. для обследования состояния здоровья рабочих хлопчатобумажной промышленности. Он сообщает, между прочим, в гигиеническом отношении кризис помимо вытеснения им рабочих из фабричной атмосферы имел и многие другие положительные последствия Жены рабочих находят теперь необходимый досуг чтобы покормить детей грудью, вместо того чтобы отравлять их микстурой Годфри (опиумным препаратом). У них теперь появилось время, чтобы научиться стряпать. К несчастью, это поварское искусство было постигнуто в такой момент, когда им нечего было есть. Но из этого видно, до какой степени капитал узурпировал для своего самовозрастания труд, необходимый для потребностей семьи Точно так же кризис был использован с той целью, чтобы в особых школах научить дочерей рабочих шитью. Понадобились американская  революция и мировой кризис, чтобы рабочие девушки, которые прядут для всего мира, научились шить.

Глава XIII. — Машины и крупная промышленность                                                                            407

рабочей силы мужчины на всю его семью. Поэтому они пони­жают стоимость его рабочей силы. Быть может, купля семьи, раздробленной на 4 рабочих силы, стоит дороже, чем раньше стоила купля рабочей силы главы семьи, но зато теперь 4 ра­бочих дня заступают место одного, и их цена понижается пропор­ционально превышению прибавочного труда четырех над при­бавочным трудом одного. Для существования одной семьи теперь четверо должны доставлять капиталу не только труд, но и прибавочный труд. Таким образом, машины вместе с чело­веческим материалом эксплуатации, этой настоящей ареной капиталистической эксплуатации 121), с самого начала увели­чивают и степень эксплуатации.

Машины революционизируют также до основания формаль­ное выражение капиталистического отношения, договор между рабочим и капиталистом. На базисе товарообмена предполага­лось прежде всего, что капиталист и рабочий противостоят друг другу как свободные личности, как независимые товаровла­дельцы: один — как владелец денег и средств производства, другой — как владелец рабочей силы. Но теперь капитал поку­пает несовершеннолетних или малолетних. Раньше рабочий продавал свою собственную рабочую силу, которой он распола­гал как формально свободная личность. Теперь он продает жену и детей. Он становится работорговцем 122). Спрос на

121) “Численный рост рабочих был велик вследствие усиливающейся замены труда мужчин трудом женщин и особенно труда взрослых трудом малолетних. Три девочки 13-летнего возраста, с заработной платой от 6 до 8 шилл. в неделю, заменяют взрослого мужчину, плата которого колеблется от 18 до 45 шиллингов” (Th. De Quincey. Тhе Logic of Political Economy”. London, 1844, примечание к стр. 147). Так как без некоторых функций, необходимых в семье, например присмотра за детьми и кормле­ния их, невозможно совсем обойтись, то матерям, отнятым капиталом, приходится в большей или меньшей мере прибегать к услугам заместителей. Работы, которых требует потребление семьи, например шитье, починка и т. д., приходится заменять покупной готовых товаров. Уменьшению затраты домашнего труда соответствует по­этому увеличение денежных расходов. Поэтому издержки производства рабочей семьи возрастают и уравновешивают увеличение дохода. К этому присоединяется то обстоя­тельство, что делаются невозможными экономия и целесообразность в пользовании жизненными средствами и в их приготовлении. Об этих фактах, которые утаиваются официальной политической экономией, богатый материал можно найти в отчетах фабричных инспекторов, в отчетах Комиссии по обследованию условий детского труда, а в особенности в отчетах о здоровье населения.

122) В противоположность тому великому фанту, что ограничение женского и детского труда на английских фабриках было завоевано у капитала взрослыми рабо­чими-мужчинами, еще самые недавние отчеты Комиссии по обследованию условий Детского труда отмечают поистине возмутительные и вполне достойные работорговцев черты рабочих-родителей в том, что касается торгашества детьми. А капиталистические Фарисеи, как можно видеть из тех же отчетов, обличают это ими же самими созданное, увековечиваемое и эксплуатируемое зверство, которое в других случаях они назы­вают “свободой труда”. “Детский труд был призван на помощь... даже для того, чтобы дети зарабатывали себе собственный хлеб насущный. Не имея сил выдержать такой непомерный труд, не имея подготовки, необходимой для направления своей дальнейшей жизни, они были поставлены в положение, оскверняющее физически   и нравственно. Еврейский историк по поводу разрушения Иерусалима Титом

408                                                                      Отдел четвертый —Производ относительной прибавочной стоимости

детский труд часто и по форме напоминает спрос на негров-рабов, образчики которого мы привыкли встречать в объяв­лениях американских газет.

“Мое внимание”, — рассказывает, например, один английский фаб­ричный инспектор, — “привлекло объявление в местной газете одного из значительнейших мануфактурных городов моего округа. Объявление гла­сит: “Требуется 12—20 мальчиков в таком возрасте, чтобы они могли сойти за 13-летних. Плата 4 шилл. в неделю. Спросить и т. д.”” 123.

Фраза “чтобы они могли сойти за 13-летних” объясняется тем, что согласно фабричному акту дети моложе 13 лет могут работать только 6 часов. Официальный врач (certifying surgeon) должен удостоверить возраст. Поэтому фабрикант требует таких мальчиков, которые выглядят так, будто им уже минуло 13 лет. Уменьшение числа занятых фабрикантами детей моложе 13 лет, совершающееся нередко скачками и так поражающее в англий­ской статистике за последние 20 лет, по словам самих фабрич­ных инспекторов, было в большой мере делом этих certifying surgeons, изменяющих возраст детей сообразно эксплуататор­ской жажде капиталистов и торгашеской потребности родите­лей. В Бетнал-Грине, печально известном районе Лондона, каждый понедельник и вторник утром совершается открытый торг, на котором дети обоего пола с 9-летнего возраста сами отдают себя внаем на лондонские шелковые мануфактуры. Обычные условия — 1 шилл. 8 пенсов в неделю (это отдается родителям), 2 пенса для меня самого и чай”. Договоры заклю­чаются только на неделю. Сцены и язык на этом рынке поистине возмутительны 124). В Англии до сих пор еще случается, что женщины “берут мальчиков из работного дома и отдают их внаем какому угодно покупателю по 2 шилл. 6 пенсов в неделю” 125). Вопреки законодательству все еще по меньшей мере до 2 000 маль­чиков продается в Великобритании своими родителями в ка­честве живых трубочистных машин (хотя для замены их су­ществуют действительные машины) 126). Вызванная машиной революция в правовом отношении между покупателем и продав­цом рабочей силы, лишившая всю эту сделку даже видимости

заметил, что нет ничего удивительного в том, что он подвергся такому необыкновенному опустошению, раз одна бесчеловечная мать пожертвовала своим собственным ребенком для утолении мук ужасного голода” (“Public Economy Concentrated”. Car­lisle, 1833, p. 66).

123) А. Редгрейв в (Reports of Jnsp. of Fact for 31st October 1858”, p. 41.

124) Children's Employment Commission. 5th Report”. London, 1866, p. 81, № 31. {К 4 изданию. Шелковая промышленность в Бетнал-Гринс в настоящее время почти совсем уничтожена. Ф. Э}

125) “Children's Employment Commission. 3rd Report. London, 1864, p. 53, № 15.

126) Там же, “5th Report”, p.   XXII,    137.

Глава XIII. — Машины и крупная промышленность                                                                            409

договора между свободными лицами, впоследствии дала англий­скому парламенту юридическое основание для государствен­ного вмешательства в фабричное дело. Каждый раз, когда фабричный закон ограничивает 6 часами детский труд в неза­тронутых до того времени отраслях промышленности, все снова и снова раздаются вопли фабрикантов: некоторые родители, — говорят они, — берут своих детей из подлежащей регулирова­нию промышленности только затем, чтобы продать их в такие отрасли, где все еще господствует “свобода труда”, т. е. туда, где дети моложе 13 лет вынуждены работать наравне со взрос­лыми и, следовательно, могут быть проданы подороже. Но так как капитал по своей природе уравнитель, т. с. требует, как прирожденного права человека, равенства условий эксплуата­ции труда во всех отраслях производства, то законодательное ограничение детского труда в одной отрасли промышленности становится причиной его ограничения в другой отрасли.

Мы уже раньше указывали на физическую деградацию детей и подростков, равно как и жен рабочих, которых машина под­чиняет эксплуатации капитала сначала прямо — на фабриках, возникающих на ее базисе, — а потом косвенно — во всех других отраслях промышленности. Поэтому здесь мы остано­вимся только на одном пункте, на колоссальной смертности детей рабочих в первые годы их жизни. В Англии имеется 16 ре­гистрационных округов, в которых на 100 000 детей до одного года приходится в среднем только 9 085 смертных случаев в год (в одном округе лишь 7 047); в 24 округах больше 10 000, но меньше 11 000; в 39 округах больше 11 000, но меньше 12 000; в 48 округах больше 12 000, но меньше 13000; в 22 округах больше 20 000; в 25 округах больше 21000; в 17 свыше 22 000; в 11 больше 23 000; в Ху, Вулвергемптоне, Аштон-андер-Лайне и Престоне больше 24 000; в Ноттингеме, Стокпорте и Брадфорде больше 25 000; в Уисбиче 26 001 и в Манчестере 26 125 127). Как пока­зало официальное врачебное обследование в 1861 г., причиной такой высокой смертности являются, не считая местных обстоя­тельств, главным образом занятие матерей вне дома и вытекаю­щие отсюда отсутствие ухода за детьми и плохое обращение с ними, между прочим, неподходящее питание, недостаток пита­ния, кормление препаратами опиума и т. д.; к этому присо­единяется противоестественное отчуждение матерей от своих детей, а за ним преднамеренное недокармливание и отрав­ление 128). Напротив, в таких земледельческих округах, “где

127) “Sixth Report on Public Health”. London,  1864, p.  34.

128) “Более того, оно” (обследование 1881r.) “...показало, что при описанных обстоятельствах дети умирают вследствие плохого обращения и отсутствия ухода.

410                                                       Отдел четвертый. — Производ. относительной прибавочной стоимости

женщины наименее заняты, процент смертности наименьший”129). Однако следственная комиссия 1861 г. пришла к тому неожи­данному выводу, что в некоторых чисто земледельческих окру­гах, расположенных по побережью Северного моря, смертность детей до одного года почти достигает ее размеров в фабричных округах, наиболее прославленных в этом отношении. Поэтому д-ру Джулиану Хантеру было предложено изучить это явле­ние на месте. Его отчет приложен к “Sixth Report on Public Health130) До того времени предполагали, что детей косят малярия и другие болезни, свойственные низким и болотистым местам. Обследование привело к прямо противоположному выводу, а именно,

“что та самая причина, которая уничтожила малярию, т. е. превра­щение в плодородную пашню земли, представлявшей собой болото зимой и скудное пастбище летом, вызвала необыкновенно высокую смертность среди грудных детей” 131).

70 практикующих в этом округе врачей, которых опросил д-р Хантер, были “поразительно единодушны” насчет этого пункта. Именно, одновременно с революцией в земледельче­ской культуре здесь было положено начало и промышленной системе.

“Замужние женщины, работающие вместе с девушками и подростками, за определенную сумму предоставляются в распоряжение арендатора особым лицом, которое называется “gangmeister” и договаривается о найме всей группы. Эти группы часто перекочевывают за многие мили от своих деревень; утром и вечером их можно встретить по проселочным дорогам; женщины одеты в короткие юбки и соответствующие кофты и сапоги, иногда в штаны, очень сильны и здоровы на вид, но испорчены вошед­шим в привычку распутством и нисколько не думают о тех вредных по­следствиях, которые их любовь к такой деятельной и независимой жизни обрушивает на их детей, чахнущих дома” 132).

Все явления фабричных округов наблюдаются и здесь, а замаскированное детоубийство и кормление детей опиатами даже еще в большей степени 133).

что обусловливается занятостью их матерей. Матери до такой степени утрачивают естественные чувства к своим детям, что обыкновенно не огорчаются их смертью, а иногда даже... прямо принимают меры, чтобы вызвать ее” (там же).

129) “Sixth Report on Public Health”. London, 1864, p. 454.

130) Там же, стр. 454, 462. “Reports by Dr. Henry Julian Hunter on the excessive mortality of infants in some rural districts of England”.

131) “Sixth Report on Public Health”. London, 1864, p. 35, 455, 456.

132) Там же, стр.  456.

133) Как в фабричных, так и в земледельческих округах Англии потребление опиума взрослыми рабочими и работницами все увеличивается. “Увеличение сбыта опиума... составляет главную цель некоторых предприимчивых оптовых торговцев. Аптекари признают опиум самым ходовым товаром” (там же, стр. 459). Грудные дети, принимающие опиум, “сморщиваются в маленьких старичков или съеживаются в обезья­нок” (там же, стр. 460). Вот как Индия и Китай мстят Англии!

Глава XIII. — Машины и крупная промышленность                                                                                                         411

“Мое знакомство со злом, которое порождается широким примене­нием труда взрослых женщин в промышленности, должно послужить оправданием моего отвращения к этому факту”, — говорит д-р Саймон, медицинский инспектор английского Тайного совета 133 и главный ре­дактор отчетов о здоровье населения 134). “Действительно”, — воскли­цает фабричный инспектор Р. Бейкер в одном официальном отчете, — “будет счастьем для мануфактурных округов Англии, если всем замуж­ним женщинам, имеющим семью, будет воспрещено работать на какой бы то ни было фабрике)135).

Моральное калечение, вытекающее из капиталистической экс­плуатации женского и детского труда, с такой исчерпывающей полнотой описано Ф. Энгельсом в его “Положении рабочего класса в Англии” и другими авторами, что я здесь ограничи­ваюсь простым напоминанием об этом. Интеллектуальное же одичание, искусственно вызываемое превращением незрелых людей в простые машины для производства прибавочной стои­мости и совершенно отличное от того природного невежества, при котором ум остается нетронутым без ущерба для самой его способности к развитию, его естественной плодовитости, - это одичание заставило, наконец, даже английский парламент провозгласить начальное образование обязательным условием “производительного” потребления детей до 14-летнего возраста во всех отраслях промышленности, подчиненных фабричному законодательству. Дух капиталистического производства ясно обнаруживается в неряшливой редакции в фабричных актах пунктов о так называемом воспитании, в отсутствии того адми­нистративного аппарата, без которого это обязательное обучение в большинстве случаев опять-таки становится иллюзорным, в оппозиции фабрикантов даже такому закону об обучении и в их увертках и уловках для того, чтобы обойти его.

“Обвинять приходится только законодательную власть, потому что она издала обманчивый закон (delusive law), который, заботясь для вида о воспитании детей, не содержит ни одного положения, обеспечиваю­щего достижение этой цели. Он ничего не устанавливает, кроме того, что дети на определенное число часов” (3 часа) “в день должны быть заперты в четырех стенах помещения, именуемого школой, и что хозяин детей еже­недельно должен получать удостоверение об исполнении этого от лица, которое подписывается в качестве учителя или учительницы” 136).

До издания в 1844 г. исправленного фабричного акта нередко попадались удостоверения о посещении школы, на кото­рых учитель или учительница вместо подписи ставили крест, потому что сами не умели писать.

134) Там же, стр. 37.

I35) “Reports of Insp. of Fact,  for 31st October 1862”, p.  59. Этот фабричный ин­спектор раньше был врачом.

136) Леонард Хорнер в “Reports of Insp. of Fact, for 30th April 1857”p. 17.

412                                                       Отдел четвертый. — Производ. относительной прибавочной стоимости

“При моем посещении одной школы, выдающей такие свидетельства, я до того был поражен невежеством учителя, что спросил его: “Скажите, пожалуйста, умеете ли вы читать?” — “В общем, да (summat)”, — был его ответ. В свое оправдание он добавил: “Во всяком случае, я знаю больше, чем мои ученики””.

Во время подготовки акта 1844 г. фабричные инспектора жаловались на позорное состояние учреждений, именуемых школами, удостоверения которых они по закону должны были признавать вполне действительными. Но все, чего они доби­лись, заключалось в том, что с 1844 г.

“учитель должен был вносить своей рукой цифры в школьное удо­стоверение, ditto [а также] собственноручно подписывать свое имя и фа­милию” 137) .

Сэр Джон Кинкейд, шотландский фабричный инспектор, рас­сказывает о том же на основании своего служебного опыта.

“Первая школа, которую мы посетили, содержалась госпожой Анн Киллин. Когда я предложил ей написать ее фамилию, она сразу сделала ошибку, начав с буквы С, но тотчас поправилась, заявив, что се фамилия начинается с К. Однако при просмотре ее подписи в школьных удосто­верениях я заметил, что она подписывается различно. В то же время почерк не оставляет никакого сомнения в том, что она неспособна учить. Да и сама она призналась, что не может вести классный журнал... В дру­гой школе я попал в школьную комнату в 15 футов длины и 10 футов ширины, где было 75 детей, которые бормотали что-то невразумитель­ное” 138). “Однако подобная практика, при которой дети получают школь­ные удостоверения, но не получают никакого образования, наблюдается не только в таких жалких углах, — существует много школ с достаточно подготовленными учителями, но почти все усилия последних разбиваются об умопомрачительное смешение детей всех возрастов, начиная с трехлетнего. Материальное положение учителя, в лучшем случае нищенское, всецело зависит от получаемого количества пенсов, а их он получает тем больше, чем больше детей удается набить в одну комнату. К этому при­соединяется скудная школьная обстановка, недостаток книг и других учебных пособий и удручающее действие спертого и отвратительного воздуха на самих бедных детей. Я бывал во многих таких школах, причем видел целые ряды детей, которые абсолютно ничего не делали, и это удостоверяется как посещение школы, и такие дети фигурируют в официальной статистике как получившие образование (educated)” 139).

В Шотландии фабриканты стараются по возможности обхо­диться без детей, обязанных посещать школу.

“Этого достаточно, чтобы доказать сильное нерасположение фабри­кантов к постановлениям об обучении детей” 140).

137) Леонард Хорнер в “Reports of  Insp. Of  Fact. for 31st  October 1855”, p. 18, 19.

138) Сэр Джон Кинкейд в “Reports of  Insp. of  Fact. for 31st October 1858”. p. 31. 32.

139) Леонард Хорнер в “Reports etc. for 30th April 1857”, p. 17, 18.

140) Сэр Дж. Кинкейд в “Reports of  Insp. etc. for 31st October 1856, p, 66.

Глава  ХIII. — Машины  и  крупная   промышленность.                                                       413

В гротескно-отвратительных формах проявляется это в сит­цепечатных и т. п. заведениях, подчиненных особому фабрич­ному закону. Согласно положениям оттого закона,

“каждый  ребенок перед поступлением в такое печатное заведение должен посещать школу по меньшей мере 30 дней и не меньше 150 часов в течение 6 месяцев, непосредственно предшествующих дню его поступления. За время своей работы в печатном заведении он также должен по­сещать школу в течение 30 дней или 150 часов в каждое полугодие... Посещение школы должно происходить между 8 часами утра и 6 часами вечера. Посещение, продолжавшееся менее 21/2 часов или сверх 5 часов в один день, не засчитывается в эти 150 часов. При обычных обстоятель­ствах дети посещают школу утром и вечером в течение 30 дней, по 5 часов в день, и по истечении 30 дней, набрав установленные 150 часов, покон­чив со своей книгой, как выражаются они сами, они опять возвращаются в заведение, опять остаются в нем 6 месяцев, пока не наступит новый срок для посещения школы, — и опять остаются в школе до тех пор, пока снова не покончат со своей книгой... Очень многие дети, посещавшие школу на протяжении предписанных 150 часов, при возвращении в неё после шестимесячного пребывания в печатном заведении должны все начинать сначала... Они, конечно, забывают все, что приобрели в предыдущее по­сещение школы. В других ситцепечатных заведениях посещение школы поставлено в полную зависимость от хода дел на фабрике, от ее потреб­ностей. Требуемое количество часов за каждый полугодичный период образуется общим суммированием 3-5-часовых посещений, которые распределяются, быть может, на все полугодие. Например, в один день школа посещается с 8 до 11 часов утра, в другой день — с 1 до 4 часов дня, и после того как ребенок несколько дней отсутствовал, он вдруг снова приходит на время с 3 до 6 часов вечера; затем он является, может быть, 3 или 4 дня или целую неделю кряду, потом опять исчезает недели на 3 или на целый месяц и возвращается на несколько часов в те дни, когда предприниматель случайно в нем не нуждается; таким-то образом ре­бенка, так сказать, швыряют (buffet) то туда, то сюда, из школы на фабрику, с фабрики в школу, пока не наберется 150 часов141).

Присоединяя подавляющее количество детей и женщин к комбинированному рабочему персоналу, машина сламывает, наконец, сопротивление, которое в мануфактуре мужчина-рабочий еще оказывал деспотизму капитала 142).

141) А. Рсдгрейв в “Reports Of Insp. of Fact. for 31st October 1857”, p. 41, 42. В тех отраслях английской промышленности, которые уже давно подчинены фабрич­ному акту (не акту о ситцепечатных фабриках, о котором сейчас говорилось в тексте), помехи постановлениям об обучении в последние годы до известной степени устранены. В тех те отраслях промышленности, которые не подчинены Фабричному закону, до сих пор еще сильно распространены воззрения, высказанные стекольным фабрикантом Дж. Гелдесом, который так поучал члена следственной комиссии Уайта: “Насколько я понимаю, большое образование, получаемое за последние годы частью рабочего класса, представляет собой зло. Оно опасно, так как делает рабочих слишком незави­симыми” (“Children's Employment Commission. 4th Report”. London, 1865, p. 253).

142) “Г-н Э., фабрикант, сообщил мне, что на своих механических ткацких станках он дает работу исключительно женщинам; он предпочитает замужних женщин, в особенности женщин с семьей, которую они содержат; они много внимательнее и послушнее, чем незамужние, и вынуждены до крайности напрягать свои силы, чтобы добывать необходимые средства к жизни. Так, добродетели, — добродетели, свойственные характеру женщин, обращаются во вред им, так нравственная и неявная сто-

414                                                                      Отдел четвертый. — Производ. относительной прибавочной стоимости

рона их природы превращается в средство их порабощения, в источник их страданий(“Ten Hours' Factory Bill. The Speech of Lord Ashley, 15th March”. London, 1844, p. 20).

Хостинг от uCoz