406
а) ПРИСВОЕНИЕ
КАПИТАЛОМ ДОБАВОЧНЫХ РАБОЧИХ
СИЛ. ЖЕНСКИЙ И ДЕТСКИЙ
ТРУД
Поскольку машины делают мускульную силу излишней, они становятся средством применения рабочих без
мускульной силы или не достигших полного физического развития, но обладающих более гибкими членами.
Поэтому женский и детский труд был первым словом капиталистического применения машин. Этот мощный заменитель
труда и рабочих превратился тем самым немедленно в средство увеличивать число наемных рабочих, подчиняя
непосредственному господству капитала всех
членов рабочей семьи без различия пола и возраста Принудительный труд на
капиталиста не только захватил время детских игр, но овладел и обычным временем
свободного труда в
домашнем кругу для нужд самой семьи 120)
Стоимость рабочей силы определяется рабочим временем, необходимым для существования не только отдельного
взрослого рабочего,
но и рабочей семьи. Выбрасывая всех членов рабочей семьи на рынок труда, машины распределяют
стоимость
120) Во время хлопкового кризиса сопровождавшего Гражданскую войну в Америке д-р Эдуард Смит был послан английским правительством в Ланкашир Чешир и т. д. для обследования состояния здоровья рабочих хлопчатобумажной промышленности. Он сообщает, между прочим, в гигиеническом отношении кризис помимо вытеснения им рабочих из фабричной атмосферы имел и многие другие положительные последствия Жены рабочих находят теперь необходимый досуг чтобы покормить детей грудью, вместо того чтобы отравлять их микстурой Годфри (опиумным препаратом). У них теперь появилось время, чтобы научиться стряпать. К несчастью, это поварское искусство было постигнуто в такой момент, когда им нечего было есть. Но из этого видно, до какой степени капитал узурпировал для своего самовозрастания труд, необходимый для потребностей семьи Точно так же кризис был использован с той целью, чтобы в особых школах научить дочерей рабочих шитью. Понадобились американская революция и мировой кризис, чтобы рабочие девушки, которые прядут для всего мира, научились шить.
Глава XIII. — Машины и крупная промышленность 407
рабочей силы мужчины на всю его семью. Поэтому они
понижают стоимость его рабочей силы.
Быть может, купля семьи, раздробленной на 4 рабочих силы, стоит дороже, чем раньше стоила купля рабочей силы главы
семьи, но зато теперь 4 рабочих дня
заступают место одного, и их цена понижается пропорционально превышению
прибавочного труда четырех над прибавочным трудом одного. Для существования одной семьи
теперь четверо должны доставлять капиталу не только труд, но и прибавочный труд. Таким
образом, машины вместе с человеческим
материалом эксплуатации, этой настоящей ареной капиталистической эксплуатации 121), с
самого начала увеличивают и степень
эксплуатации.
Машины
революционизируют также до основания формальное выражение капиталистического
отношения, договор между рабочим и капиталистом. На базисе товарообмена предполагалось прежде всего, что капиталист и рабочий
противостоят друг другу
как свободные личности, как независимые товаровладельцы: один — как владелец
денег и средств производства, другой —
как владелец рабочей силы. Но теперь капитал покупает несовершеннолетних или
малолетних. Раньше рабочий продавал свою
собственную рабочую силу, которой он располагал как формально свободная личность. Теперь он
продает жену и детей.
Он становится работорговцем 122). Спрос на
121) “Численный рост рабочих был велик вследствие усиливающейся замены труда мужчин трудом женщин и особенно труда взрослых трудом малолетних. Три девочки 13-летнего возраста, с заработной платой от 6 до 8 шилл. в неделю, заменяют взрослого мужчину, плата которого колеблется от 18 до 45 шиллингов” (Th. De Quincey. “Тhе Logic of Political Economy”. London, 1844, примечание к стр. 147). Так как без некоторых функций, необходимых в семье, например присмотра за детьми и кормления их, невозможно совсем обойтись, то матерям, отнятым капиталом, приходится в большей или меньшей мере прибегать к услугам заместителей. Работы, которых требует потребление семьи, например шитье, починка и т. д., приходится заменять покупной готовых товаров. Уменьшению затраты домашнего труда соответствует поэтому увеличение денежных расходов. Поэтому издержки производства рабочей семьи возрастают и уравновешивают увеличение дохода. К этому присоединяется то обстоятельство, что делаются невозможными экономия и целесообразность в пользовании жизненными средствами и в их приготовлении. Об этих фактах, которые утаиваются официальной политической экономией, богатый материал можно найти в отчетах фабричных инспекторов, в отчетах Комиссии по обследованию условий детского труда, а в особенности в отчетах о здоровье населения.
122) В противоположность тому великому фанту, что ограничение женского и детского труда на английских фабриках было завоевано у капитала взрослыми рабочими-мужчинами, еще самые недавние отчеты Комиссии по обследованию условий Детского труда отмечают поистине возмутительные и вполне достойные работорговцев черты рабочих-родителей в том, что касается торгашества детьми. А капиталистические Фарисеи, как можно видеть из тех же отчетов, обличают это ими же самими созданное, увековечиваемое и эксплуатируемое зверство, которое в других случаях они называют “свободой труда”. “Детский труд был призван на помощь... даже для того, чтобы дети зарабатывали себе собственный хлеб насущный. Не имея сил выдержать такой непомерный труд, не имея подготовки, необходимой для направления своей дальнейшей жизни, они были поставлены в положение, оскверняющее физически и нравственно. Еврейский историк по поводу разрушения Иерусалима Титом
408 Отдел четвертый —Производ относительной
прибавочной стоимости
детский труд часто и по форме напоминает спрос на негров-рабов,
образчики которого мы привыкли встречать в объявлениях американских газет.
“Мое
внимание”, — рассказывает, например, один английский фабричный инспектор, — “привлекло объявление в местной
газете одного из значительнейших
мануфактурных городов моего округа. Объявление гласит: “Требуется 12—20 мальчиков
в таком возрасте, чтобы они могли сойти за 13-летних. Плата 4 шилл. в неделю. Спросить и т. д.”” 123.
Фраза “чтобы они могли сойти за 13-летних” объясняется тем, что согласно фабричному акту дети моложе 13 лет
могут работать только 6 часов. Официальный врач (certifying surgeon) должен удостоверить возраст.
Поэтому фабрикант требует таких мальчиков,
которые выглядят так, будто им уже минуло 13 лет. Уменьшение числа занятых
фабрикантами детей моложе 13 лет, совершающееся нередко скачками и так поражающее в английской
статистике за последние 20 лет, по словам самих фабричных инспекторов, было в большой мере делом этих certifying surgeons,
изменяющих возраст детей сообразно эксплуататорской жажде капиталистов и
торгашеской потребности родителей. В Бетнал-Грине, печально известном районе Лондона, каждый понедельник и вторник утром совершается
открытый торг, на котором дети обоего пола с 9-летнего возраста сами отдают
себя внаем на лондонские шелковые мануфактуры. Обычные условия — 1 шилл. 8 пенсов в неделю (это
отдается родителям), 2 пенса для меня
самого и чай”. Договоры заключаются только на неделю. Сцены и язык на этом
рынке поистине возмутительны
124). В Англии до сих пор еще случается, что женщины “берут мальчиков из работного дома и отдают их
внаем какому угодно покупателю по 2 шилл. 6 пенсов в неделю” 125). Вопреки законодательству все еще
по меньшей мере до 2 000 мальчиков
продается в Великобритании своими родителями в качестве живых трубочистных машин
(хотя для замены их существуют
действительные машины) 126). Вызванная машиной революция в правовом отношении
между покупателем и продавцом рабочей силы, лишившая всю эту сделку даже видимости
заметил, что нет ничего удивительного в том,
что он подвергся такому необыкновенному опустошению, раз одна бесчеловечная
мать пожертвовала своим собственным ребенком
для утолении мук ужасного голода” (“Public Economy Concentrated”. Carlisle, 1833, p. 66).
123) А. Редгрейв в (Reports of Jnsp. of Fact for 31st October
1858”, p. 41.
124) “Children's Employment
Commission. 5th Report”. London, 1866, p. 81, № 31. {К 4 изданию. Шелковая промышленность в
Бетнал-Гринс в настоящее время почти
совсем уничтожена. Ф. Э}
125) “Children's Employment
Commission. 3rd Report”. London, 1864, p. 53, № 15.
126) Там же, “5th Report”, p. XXII, № 137.
Глава XIII. — Машины и крупная промышленность 409
договора между свободными лицами, впоследствии
дала английскому парламенту юридическое
основание для государственного вмешательства в фабричное дело. Каждый раз,
когда фабричный закон ограничивает 6 часами детский труд в незатронутых до того времени отраслях
промышленности, все снова и снова раздаются вопли фабрикантов: некоторые родители, — говорят они, — берут своих детей
из подлежащей регулированию промышленности
только затем, чтобы продать их в такие отрасли, где все еще господствует
“свобода труда”, т. е. туда, где дети моложе 13 лет вынуждены работать наравне
со взрослыми и, следовательно, могут быть проданы подороже. Но так как капитал
по своей природе уравнитель, т. с. требует, как прирожденного права человека,
равенства условий эксплуатации труда во всех отраслях производства, то
законодательное ограничение детского труда в одной отрасли промышленности становится причиной его
ограничения в другой отрасли.
Мы уже раньше указывали на физическую деградацию детей и подростков, равно как и жен рабочих, которых машина
подчиняет
эксплуатации капитала сначала прямо — на фабриках, возникающих на ее базисе, — а
потом косвенно — во всех других отраслях промышленности. Поэтому здесь мы остановимся только на одном пункте, на
колоссальной смертности детей рабочих в первые годы их жизни. В Англии имеется 16 регистрационных округов, в которых
на 100 000 детей до одного года приходится в среднем только 9 085 смертных
случаев в год (в одном округе лишь 7 047); в 24 округах больше 10 000, но меньше 11 000; в 39 округах
больше 11 000, но меньше 12 000; в 48 округах больше 12 000, но меньше 13000; в 22
округах больше 20 000; в 25 округах больше 21000; в 17 свыше 22 000; в 11
больше 23 000; в Ху, Вулвергемптоне,
Аштон-андер-Лайне и Престоне больше 24 000; в Ноттингеме, Стокпорте и Брадфорде больше 25 000; в Уисбиче 26 001 и в
Манчестере 26 125 127). Как показало
официальное врачебное обследование в 1861 г., причиной такой высокой смертности
являются, не считая местных обстоятельств,
главным образом занятие матерей вне дома и вытекающие отсюда отсутствие ухода за
детьми и плохое обращение с ними, между прочим, неподходящее питание, недостаток питания, кормление препаратами опиума и т. д.; к этому
присоединяется
противоестественное отчуждение матерей от своих детей, а за ним преднамеренное недокармливание и
отравление 128).
Напротив, в таких земледельческих округах, “где
127) “Sixth Report on Public Health”.
London, 1864, p.
34.
128) “Более того, оно” (обследование 1881r.) “...показало, что при описанных обстоятельствах дети умирают вследствие плохого обращения и отсутствия ухода.
410
Отдел четвертый. — Производ. относительной прибавочной стоимости
женщины наименее заняты, процент смертности
наименьший”129). Однако
следственная комиссия 1861 г. пришла к тому неожиданному выводу, что в
некоторых чисто земледельческих округах, расположенных по побережью Северного
моря, смертность детей до одного года почти достигает ее размеров в фабричных округах, наиболее прославленных в
этом отношении. Поэтому д-ру Джулиану Хантеру было предложено изучить это явление на месте. Его отчет приложен
к “Sixth Report on Public Health” 130) До того времени
предполагали, что детей косят малярия и
другие болезни, свойственные низким и болотистым местам. Обследование привело к прямо
противоположному выводу,
а именно,
“что та самая
причина, которая уничтожила малярию, т. е. превращение в плодородную пашню земли, представлявшей
собой болото зимой и скудное пастбище летом,
вызвала необыкновенно высокую смертность среди грудных детей” 131).
70 практикующих в этом округе врачей, которых опросил д-р Хантер, были “поразительно единодушны” насчет
этого пункта.
Именно, одновременно с революцией в земледельческой культуре здесь было положено начало и промышленной системе.
“Замужние женщины, работающие
вместе с девушками и подростками, за
определенную сумму предоставляются в распоряжение арендатора особым
лицом, которое называется “gangmeister”
и договаривается о найме всей группы. Эти группы часто перекочевывают за многие
мили от своих деревень; утром и вечером их можно встретить по проселочным
дорогам; женщины одеты в короткие юбки и
соответствующие кофты и сапоги, иногда
в штаны, очень сильны и здоровы на вид, но испорчены вошедшим в привычку распутством и нисколько не думают о
тех вредных последствиях, которые их любовь к такой деятельной и независимой
жизни обрушивает на их детей,
чахнущих дома” 132).
Все
явления фабричных округов наблюдаются и здесь, а замаскированное детоубийство и кормление детей
опиатами даже еще в большей степени 133).
что обусловливается занятостью их матерей. Матери до такой степени утрачивают естественные чувства к своим детям, что обыкновенно не огорчаются их смертью, а иногда даже... прямо принимают меры, чтобы вызвать ее” (там же).
129) “Sixth Report on Public Health”. London, 1864, p. 454.
130) Там же, стр. 454, 462. “Reports by Dr. Henry Julian Hunter
on the excessive mortality of infants in some
rural districts of England”.
131) “Sixth Report on Public Health”. London, 1864, p. 35, 455, 456.
132) Там же, стр. 456.
133) Как в фабричных, так и в земледельческих округах Англии потребление опиума взрослыми рабочими и работницами все увеличивается. “Увеличение сбыта опиума... составляет главную цель некоторых предприимчивых оптовых торговцев. Аптекари признают опиум самым ходовым товаром” (там же, стр. 459). Грудные дети, принимающие опиум, “сморщиваются в маленьких старичков или съеживаются в обезьянок” (там же, стр. 460). Вот как Индия и Китай мстят Англии!
Глава XIII. — Машины и крупная
промышленность 411
“Мое
знакомство со злом, которое порождается широким применением труда взрослых женщин в промышленности, должно
послужить оправданием моего отвращения к этому
факту”, — говорит д-р Саймон, медицинский
инспектор английского Тайного совета 133 и главный редактор отчетов о здоровье населения 134).
“Действительно”, — восклицает фабричный инспектор Р. Бейкер в одном
официальном отчете, — “будет счастьем для мануфактурных округов Англии, если
всем замужним женщинам, имеющим
семью, будет воспрещено работать на какой бы то ни было фабрике)135).
Моральное калечение, вытекающее из капиталистической эксплуатации женского и детского труда, с такой
исчерпывающей полнотой
описано Ф. Энгельсом в его “Положении рабочего класса в Англии” и другими
авторами, что я здесь ограничиваюсь
простым напоминанием об этом. Интеллектуальное же одичание, искусственно
вызываемое превращением незрелых людей в простые машины для производства
прибавочной стоимости и совершенно отличное от того природного невежества, при котором ум остается
нетронутым без ущерба для самой его
способности к развитию, его естественной плодовитости, - это одичание
заставило, наконец, даже английский парламент провозгласить начальное
образование обязательным условием “производительного” потребления детей до
14-летнего возраста во всех отраслях промышленности, подчиненных фабричному
законодательству. Дух капиталистического производства ясно обнаруживается в неряшливой
редакции в фабричных актах пунктов о так
называемом воспитании, в отсутствии того административного аппарата, без
которого это обязательное обучение в большинстве случаев опять-таки становится
иллюзорным, в оппозиции
фабрикантов даже такому закону об обучении и в их увертках и уловках для того, чтобы обойти его.
“Обвинять
приходится только законодательную власть, потому что она издала обманчивый закон (delusive law), который, заботясь для вида о воспитании детей,
не содержит ни одного положения, обеспечивающего
достижение этой цели. Он ничего не устанавливает, кроме того, что дети на
определенное число часов” (3 часа) “в день должны быть заперты в четырех стенах помещения, именуемого школой, и
что хозяин детей еженедельно должен получать удостоверение об исполнении этого
от лица, которое подписывается в
качестве учителя или учительницы” 136).
До издания в 1844 г. исправленного фабричного акта нередко попадались удостоверения о посещении школы, на
которых учитель или
учительница вместо подписи ставили крест, потому что сами не умели писать.
134) Там же, стр. 37.
I35) “Reports of Insp. of Fact, for 31st October 1862”, p. 59. Этот фабричный инспектор раньше был врачом.
136) Леонард Хорнер в “Reports of
Insp. of Fact, for 30th April 1857”p. 17.
412 Отдел четвертый. — Производ.
относительной прибавочной стоимости
“При моем
посещении одной школы, выдающей такие свидетельства, я до того был поражен невежеством учителя, что
спросил его: “Скажите, пожалуйста, умеете ли
вы читать?” — “В общем, да (summat)”, — был его ответ. В свое оправдание он
добавил: “Во всяком случае, я знаю больше, чем мои ученики””.
Во время
подготовки акта 1844 г. фабричные инспектора жаловались на позорное состояние учреждений,
именуемых школами, удостоверения которых
они по закону должны были признавать вполне действительными. Но все, чего они добились, заключалось в том, что с
1844 г.
“учитель
должен был вносить своей рукой цифры в школьное удостоверение, ditto [а также] собственноручно подписывать свое имя и
фамилию” 137) .
Сэр Джон Кинкейд, шотландский фабричный инспектор, рассказывает о том же на основании своего служебного
опыта.
“Первая
школа, которую мы посетили, содержалась госпожой Анн Киллин. Когда я предложил ей написать ее фамилию,
она сразу сделала ошибку, начав с буквы С, но тотчас поправилась, заявив, что
се фамилия начинается с К. Однако при просмотре ее подписи в школьных удостоверениях я заметил, что она подписывается различно.
В то же время почерк не оставляет
никакого сомнения в том, что она неспособна учить. Да и сама она призналась, что не может вести
классный журнал... В другой школе я попал в школьную комнату в 15 футов длины
и 10 футов ширины, где было 75 детей,
которые бормотали что-то невразумительное” 138). “Однако
подобная практика, при которой дети получают школьные удостоверения, но не получают никакого образования, наблюдается не только в таких жалких углах, — существует много
школ с достаточно подготовленными учителями, но почти все усилия
последних разбиваются об умопомрачительное смешение детей всех возрастов,
начиная с трехлетнего. Материальное положение учителя, в лучшем случае
нищенское, всецело зависит от получаемого
количества пенсов, а их он получает тем больше, чем больше детей удается набить
в одну комнату. К этому присоединяется
скудная школьная обстановка, недостаток книг и других учебных пособий и
удручающее действие спертого и отвратительного воздуха на самих бедных детей. Я бывал во многих таких школах, причем видел целые ряды детей, которые абсолютно
ничего не делали, и это удостоверяется
как посещение школы, и такие дети фигурируют в официальной статистике как получившие образование (educated)”
139).
В
Шотландии фабриканты стараются по возможности обходиться без детей, обязанных
посещать школу.
“Этого достаточно, чтобы доказать
сильное нерасположение фабрикантов к
постановлениям об обучении детей” 140).
137) Леонард Хорнер в “Reports
of Insp. Of Fact. for 31st October
1855”, p. 18, 19.
138) Сэр Джон Кинкейд в “Reports
of Insp. of Fact. for 31st October 1858”. p. 31. 32.
139) Леонард Хорнер в “Reports etc. for 30th April 1857”, p. 17, 18.
140) Сэр Дж. Кинкейд в “Reports
of Insp. etc. for 31st October 1856, p,
66.
Глава ХIII. — Машины
и крупная промышленность. 413
В
гротескно-отвратительных формах проявляется это в ситцепечатных и т. п.
заведениях, подчиненных особому фабричному закону. Согласно положениям оттого закона,
“каждый ребенок перед поступлением в такое печатное заведение должен
посещать школу по меньшей мере 30 дней и не меньше 150 часов в течение 6 месяцев,
непосредственно предшествующих дню его поступления. За время своей работы в
печатном заведении он также должен посещать школу в течение 30 дней или 150
часов в каждое полугодие... Посещение школы должно происходить между 8 часами
утра и 6 часами вечера. Посещение, продолжавшееся менее 21/2
часов или сверх 5 часов в один день, не засчитывается в эти 150 часов. При
обычных обстоятельствах дети посещают школу утром и вечером в течение 30 дней,
по 5 часов в день, и по истечении 30 дней, набрав установленные 150 часов,
покончив со своей книгой, как выражаются они сами, они опять возвращаются в
заведение, опять остаются в нем 6 месяцев, пока не наступит новый срок для
посещения школы, — и опять остаются в школе до тех пор, пока снова не покончат
со своей книгой... Очень многие дети, посещавшие школу на протяжении
предписанных 150 часов, при возвращении в неё после шестимесячного пребывания в печатном заведении должны все
начинать сначала... Они,
конечно, забывают все, что приобрели в предыдущее посещение школы. В других
ситцепечатных заведениях посещение школы поставлено в полную зависимость от
хода дел на фабрике, от ее потребностей. Требуемое количество часов за каждый
полугодичный период образуется
общим суммированием 3-5-часовых посещений, которые распределяются, быть может, на все
полугодие. Например, в один день школа посещается с 8 до 11 часов утра, в другой день — с 1 до 4 часов
дня, и после того как
ребенок несколько дней отсутствовал, он вдруг снова приходит на время с 3 до 6
часов вечера; затем он является, может быть, 3 или 4 дня или целую неделю кряду, потом опять исчезает
недели на 3 или на
целый месяц и возвращается на несколько часов в те дни, когда предприниматель случайно в нем не
нуждается; таким-то образом ребенка, так сказать, швыряют (buffet) то туда, то сюда, из школы на фабрику, с фабрики в школу, пока не
наберется 150 часов”141).
Присоединяя подавляющее количество детей и женщин к комбинированному рабочему персоналу, машина
сламывает, наконец,
сопротивление, которое в мануфактуре мужчина-рабочий еще оказывал деспотизму капитала 142).
141) А. Рсдгрейв в
“Reports Of Insp. of
Fact. for 31st October 1857”, p. 41, 42. В тех отраслях английской промышленности, которые уже давно подчинены
фабричному акту (не акту о
ситцепечатных фабриках, о котором сейчас говорилось в тексте), помехи
постановлениям об обучении в последние годы до известной степени
устранены. В тех те отраслях промышленности, которые не подчинены
Фабричному закону, до сих пор еще сильно
распространены воззрения, высказанные стекольным фабрикантом Дж.
Гелдесом, который так поучал члена следственной комиссии Уайта: “Насколько я
понимаю, большое образование, получаемое за последние годы частью рабочего класса, представляет собой зло. Оно опасно, так
как делает рабочих слишком независимыми”
(“Children's Employment Commission. 4th Report”. London, 1865, p. 253).
142) “Г-н Э., фабрикант, сообщил мне, что на своих механических ткацких станках он дает работу исключительно женщинам; он предпочитает замужних женщин, в особенности женщин с семьей, которую они содержат; они много внимательнее и послушнее, чем незамужние, и вынуждены до крайности напрягать свои силы, чтобы добывать необходимые средства к жизни. Так, добродетели, — добродетели, свойственные характеру женщин, обращаются во вред им, так нравственная и неявная сто-
414 Отдел четвертый. — Производ. относительной прибавочной стоимости
рона их природы превращается в средство их порабощения, в источник их страданий” (“Ten Hours' Factory Bill. The Speech of Lord Ashley, 15th March”. London, 1844, p. 20).